Оценка готовности российских предприятий к цифровизации
11.07.2018
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг) совместно с компанией «Цифра» провели исследование предприятий в российской промышленности с целью оценки реальной и потенциальной готовности к новым технологическим реалиям.
В рамках исследования в начале 2018 года были опрошены 200 средних и крупных производств, большая часть которых занимается станкостроением и тяжелым машиностроением. Эксперты оценили оснащенность предприятий необходимой инфраструктурой, системами учета и автоматизированным оборудованием.
Согласно результатам исследования, затраты 55 % промышленных предприятий России на цифровизацию не превышают 1 % от их бюджета, только у 6 % предприятий они составляют более 5 % бюджета. В западной промышленности этот показатель также редко превышает 5 %.
Базовым условием цифровизации исследователи назвали оснащенность предприятия оборудованием с числовым программным управлением (далее – ЧПУ). В России лишь у 14 % заводов такого оборудования больше половины. Наибольшее количество станков с ЧПУ исследователи зафиксировали в авиапромышленности – почти 30 %. Почти 20 % станков с ЧПУ было в приборостроении, чуть более 10 % – в станкостроении. Для сравнения: в автомобилестроении и тяжелом машиностроении этот показатель не достигает 10 %. При этом около 80 % опрошенных предприятий намерены приобрести дополнительные станки в течение трех лет.
Для развития цифровой инфраструктуры, по мнению авторов исследования, также важно выделение специального сотрудника, который будет отвечать за эту сферу. Однако директор по инновациям или цифровой экономике есть только у 6 % опрошенных. В 61 % случаев такая позиция на производстве отсутствует, и еще у трети – обязанности распределены по нескольким должностям.
По мнению генерального директора «Цифры» Игоря Богачева, проведенное исследование показывает, что сегодня промышленности необходимо сфокусироваться на внедрении инноваций именно в процесс производства продукта, а не на создании цифровых моделей, причем эти инновации не должны требовать капитальных затрат и изменений бизнес-процессов.